французский поэт-инструменталист из школы декадентов. Автор теории соответствия между музыкальными инструментами и красками.
На литературном поприще дебютировал в 1884 г. сборником стихотворений под заглавием «Legendes d`âmes et de sangs». Впервые обратил на себя внимание публики в 1886 г. небольшой книжкой «Le traîté du Verbe», где излагается теория музыкальности слога. Подобно поэту Артюру Рэмбо, утверждавшему, что каждый гласный звук в стихотворении представляется ему имеющим известный цвет, Гиль пытался доказать, что и согласные имеют, каждая, свой особый колорит или скрытое значение, что, например, соединение звуков r и u заставляет думать о трубах, флейтах, кларнетах, с другой стороны, вызывает представление о нежности, любви и т. п. Несмотря на явную парадоксальность, книга Гиля имела большой успех и одновременно вызвала длинный ряд критических оценок. В конце XIX в. он стал принимать участие в различных парижских органах, вокруг которых группировались представители новых течений в области словесности. В 1889 г. он выпустил первые части задуманного им грандиозного цикла: «L`oeuvre», который, по его плану, должен распадаться на три больших отдела: «Dire du Mieux», «Dire des Sangs», «Dire de la Loi». Первый отдел состоял из пяти книг, выходивших ежегодно. В 1898 г. принялся за второй отдел, первая книга которого была озаглавлена «Le pas humain».