испанский композитор, музыковед и дирижер. Член Испанской королевской академии (1873). Окончил Мадридскую консерваторию по классам Р. Карнисера (композиция), П. Альбениса (фортепиано), Б. Сальдони (пение) и Р. Брока (кларнет). Работал кларнетистом в военном оркестре, выступал как пианист и оперный певец. В 1866 г. возглавил оркестр Концертного общества в Мадриде. Сотрудничал как музыкальный критик в газете «Illustraciуn». С 1868 г. профессор Мадридской консерватории (класс гармонии и истории музыки). С его именем связано возрождение национального испанского оперного жанра – сарсуэлы. Музыка сарсуэл композитора насыщена испанскими фольклорными интонациями. Его лучшие сарсуэлы во многом послужили образцом для музыкально-сценических произведений И. Альбениса, М. де Фальи. Капитальный труд композитора – собрание старинных испанских песен («Cancionero musical de los siglos XV-XVI», Madrid, 1890).
Темы и герои его опер носят отчетливый испанский колорит. Так среди персонажей его музыкальных произведений часто встречаются тореадоры, популярные испанские имена, а в сарсуэле «Хлеб и быки» даже упоминается известный испанский художник Ф. Гойя. Большинство его произведений носят характер фарса с использованием приемов ошибочного опознания (принятия одного лица за другого) и прочих подобных трюков для увеселения публики. Среди интересующих его тем – любовные связи и взаимоотношения между высшими и низшими классами испанского общества XIX в. Также многим его произведениям присущ ярковыраженный политический характер. Так, например, сарсуэлы «Цирюльник из Лавапьеса» и «Хлеб и быки» содержат сюжеты, направленные на изобличение и низвержение правительства.
В дополнение к своей композиторской деятельности он был еще и превосходным музыкантом. Основал «La Espana Musical» – сообщество, деятельность которого была направлена на продвижение испанской оперетты, а также Общество оркестровой музыки (Society for Orchestral Music). Сочинения: 77 сарсуэл, в т. ч. «Слава и парик» («Gloria у Peluca», 1850, театр «Варьедадес», Мадрид), «Игра с огнем» («Jugar con fuego», 1851, театр «Цирк», Мадрид), «Бриллианты короны» («Los diamantes de la corona», 1854, театр «Цирк», Мадрид), «Хлеб и быки» («Pan y toros», 1864, театр «Сарсуэла», Мадрид), «Цирюльник из Лавапьеса» («El barberillo de Lavapiйs», 1874, «Сарсуэла», Мадрид) и др.