фламандский живописец. Сын антверпенского купца. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Автор парадных аристократических и интимных портретов: «Карл I на охоте» (1633), портрет Г. Бентивольо (ок. 1623). Один из создателей парадного аристократического портрета ХVII в. В 10-летнем возрасте был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 г. – принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 г. стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов: «Пьяный Силен» (ок. 1618-1620, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден), «Самсон и Далила» (ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон), «Св. Мартин и нищие» (ок. 1620-1621, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок). К раннему антверпенскому периоду относятся портреты: «Семейный портрет» (между 1618 и 1619, Эрмитаж), Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон), живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос (собрание Фрик, Нью-Йорк), Изабеллы Брант, жены Рубенса (ок. 1620-1621, Национальная галерея, Вашингтон). В 1621-1627 гг. он посетил Италию. К этому периоду относятся работы: кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-1624, галерея Питти, Флоренция), «Маркиза Улена Гримальди» (Национальная галерея, Вашингтон), «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале» (собрание Фрика, Нью-Йорк), «Паола Адорно с сыном» (Национальная галерея, Вашингтон), «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале» (Палаццо Россо, Генуя), «Маркиза Бальбиани» (Метрополитен-музей), «Семейство Ломеллини» (Национальная галерея, Эдинбург), «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора» (Картинная галерея Берлин-Далем). Во второй антверпенский период (1627-1632) практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Выполняет алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты: «Отдых на пути в Египет» (начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен), «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг., Эрмитаж). Однако по-прежнему присутствуют и портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и собратьев по искусству – фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), многочисленные автопортреты. В 1627 г. издана «Иконографию» – сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы). В 1632 г. по приглашению короля Карла I он уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, он входит в ряды английской аристократии. Пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество: портреты Филиппа Уортона (1632, Метрополитен-музей), Томаса Уортона (конец 1630-х, Эрмитаж), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп), Артура Гудвина (1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), портрет Карла I (ок. 1635, Лувр). Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 г. пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни был захвачен проектами крупномасштабных декоративных работ – циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.
Досье личности
ВАН ДЕЙК Антонис
Имя латиницей: van Dyck Anthony
Пол: мужской
Дата рождения: 22.03.1599
Место рождения: Антверпен, Франция
Дата смерти: 09.12.1641 Возраст (42)
Место смерти: Лондон, Англия
Знак зодиака: Овен
По восточному: Свинья
География: АНГЛИЯ, ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФЛАНДРИЯ.
Ключевые слова: живопись, искусство, художник.
Anno: 1633
ВАН ДЕЙК Антонис
- БАЛЕН Хендрик ван (1575 - 1632)
- БРУКЕНТАЛЬ Самуэль фон (1721 - 1803)
- ВИЛЬМАНН Михаэль (1630 - 1706)
- ВОС Виллем де (1593 - 1629)
- ГАУЛЛИ Джованни Баттиста (1639 - 1709)
- ГЕЙНСБОРО Томас (1727 - 1788)
- ДЖЕНТИЛЕСКИ Артемизия (1593 - 1653)
- ДЖЕНТИЛЕСКИ Орацио (1563 - 1639)
- ДЮКЕНУА Жером (младший) (1602 - 1654)
- ДЮКЕНУА Франсуа (1594 - 1643)
- ИРЛОМ Ричард (1742 - 1822)
- КАВАЛЛИНО Бернардо (1616 - 1654)
- КАРЛ I Стюарт (1600 - 1649)
- КАСТИЛЬОНЕ Джованни Бенедетто (1609 - 1664)
- КЕЛЮС Анн-Клод Филипп де Леви (1692 - 1765)
- КЕЛЮС Анн-Клод-Филипп де Леви (1692 - 1765)
- ЛЕЙКС Франс (1604 - 1668)
- ЛИВЕНС Ян (1607 - 1674)
- ПЕТИТО Жан (1607 - 1691)
- РИГО Гиацинт (1659 - 1743)
- РУБЕНС Питер Пауль (1577 - 1640)
- УОЛПОЛ Роберт (1676 - 1745)
- ФИЛИПП IV Габсбург (1605 - 1665)
- ХАНС Адам I (1662 - 1712)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.museum-online.ru
- http://smallbay.ru
- http://bibliotekar.ru
- http://allpainters.ru