китайский государственный и политический деятель, 3-й император династии Тан, правивший с 15 июля 649 по 27 декабря 683 гг. Был девятым сыном императора Ли Шиминя. В 631 г. ему был дарован титул принца, а в 633 г. был назначен командиром префектуры Бинг (ныне Тайюань, провинция Шаньси), но остался в столице Чанъань. 30 апреля 643 г. был назначен наследным принцем. В 645 г., во время военной кампании против государства Когурё, вместе с отцом прибыл в префектуру Динг (ныне Баодин, провинция Хэбэй), где был назначен отцом, отвечающим за логистику, прежде чем отправиться на фронт. В 646 г. из-за тяжелого состояния Ли Шиминя, последний передал ему некоторые императорские полномочия. В следующем году император Ли Шиминь переложил на сына и ряд других императорских полномочий. После смерти отца, в 674 г. объявил себя Небесным императором, а У Цзэтянь – Небесной императрицей.
Период его правления ознаменовалось острой борьбой за власть двух феодальных группировок – Гуаньчжун-Лунсиской и Шаньдунской. Опираясь на последнюю, жена Гао-цзуна У Цзэтянь совершила дворцовый переворот, захватила власть и единолично управляла страной в 684-705 гг. В правление Гао-цзуна получила дальнейшее развитие система замещения государственных должностей в результате экзаменов, сохранялась надельная система земплепользования, т. н. система «равных полей». В 661 г. принял посольство персидских князей, сообщивших о постоянном расширении Арабского халифата, приказал начать учреждение танских территориальных администраций в центральноазиатских княжествах. Зачастую танские власти производили разграничение и учреждали правительство в землях о которых имели самое смутное представление. Борьба китайцев и арабов за власть над Средней Азии привила к Таласской битве 751 г. Также еще в начале своего правления приказал написать историю своей династии и при его поддержке был издан ряд сборников китайской литературы. Буддистские монахи, на просьбу Гао-цзуна, передали свои священные тексты с санскрита. Его преемником стал его сын Ли Сянь.