легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев. Один из пяти легендарных императоров древнейшего периода истории Китая, относящегося к третьему тысячелетию до н. э. Традиционно временем его жизни в Китае называют период около 2600 г. до н. э.
Исследователь Хуанфу Ми считал, что Хуан-ди – это название горы, где жил император Хуан-ди, позже же он якобы взял себе это имя. Исследователь династии Цин Лян Юйшэн, напротив, указывал, что гора была названа в честь правителя. В окончании «Периода сражающихся царств», правитель был интегрирован в космологическую схему «Пяти элементов» как «Желтый император», в которой желтый цвет представлен землей, фениксом и центром. Согласно Сыма Цяню, правитель после трудной борьбы сумел подчинить себе вождей отдельных племен и создал первое китайское государство в горах Куньлунь – далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ. Установив мир, он принес жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввел первые в стране законы.
Имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов. Согласно легендам, имел 1200 жен и наложниц. Ему приписывается изобретение топора, лодки и весла, ступки и пестика, лука и стрел, платья и туфель, а также разделение земли на наделы. Его сподвижники создали иероглифическую письменность и календарь. Правителю также приписывают авторство многих классических сочинений, в т. ч. основополагающих медицинских трактатов «Хуан-ди Нэй цзин», а также короткого сочинения в стихах «Иньфуцзин», почитаемого в даосизме. Привязку к правителю имеет также «Жабий канон», содержащий предписания по акупунктуре и лечению прижиганиями. Считается автором «Су-нюй цзин», древнейшего из дошедших до нас трактатов о даосских сексуальных практиках.
Согласно древнекитайской мифологии, ему принадлежал волшебный лук, известный под названием «Ухао». «Желтый император» устроил пир на земле и когда прилетел дракон, посланец из небесного дворца, правитель отправился на нем в небо, однако все люди тоже захотели полететь на нем, схватившись за драконьи усы, которые не выдержали тяжести и оборвались. Лук императора, висевший на усах дракона, также упал на землю, таким образом оставшись у людей. Воскресение императора считается прообразом достижения бессмертия в даосских практиках: согласно описанию в «Лесянь чжуань», он предсказал день своей смерти, а в его гробу, позднее обнаруженном в разверзшейся горе, нашлись только меч и сандалии (по другим описаниям, шляпа и плащ).