китайский государственный и политический деятель, основатель династии Цао Вэй (правил в 220-226). Также поэт и теоретик литературы. Сын Цао Цао, брат Цао Чжи. В 211 г. был назначен заместителем своего отца. На момент известия о смерти отца был в военном лагере в Ечэне, а его брат Цао Чжан ввел войска в Лоян (столицу Вэй). Узнав об этом, Цао Пэй выпустил от имени матери указ, согласно которому он вступал в должность, занимаемую ранее его отцом. Его первые действия были направлены на укрепление своей власти и ограничение полномочий братьев. После этого он низложил императора Сянь-ди, который ранее полностью контролировался Цао Цао, объявил об основании новой династии Цао Вэй. После того, как известия о переходе трона к Цао Пэю достигли Лю Бэя в Ичжоу, тот также в 221 г. объявил себя императором и основал царство Шу. Сунь Цюань, контролировавший восток и юго-восток, не предпринимал никаких шагов, оставляя для себя открытыми все возможности. Когда Цао Пэй потребовал, чтобы Сунь Цюань отправил своего наследника Сунь Дэна заложником в Лоян, Сунь Цюань отказался и формально отложился от Вэй, провозгласив образование царства Восточное У. Несмотря на ряд широкомасштабных нападений силы Цао Пэя ничего не смогли сделать с войсками Сунь Цюаня. После смерти в 223 г. Лю Бэя Чжугэ Лян, ставший регентом при его наследнике Лю Шане, возобновил союз с Сунь Цюанем, в результате чего царству Вэй пришлось обороняться на два фронта. Поручил важные дела в империи ряду способных чиновников, продолжая линию отца на то, что способности важнее происхождения. Однако он плохо воспринимал критику, и те чиновники, кто осмеливался критиковать его, лишались должностей, а иногда и жизни. Опасался своих родственников: они были отстранены от большой политики и обладали слабой властью внутри собственных владений.
Автор «Рассуждения о классических образцах основополагающих началах» и «Суждения вечного, незыблемого свойства» (примерно 218). Он выделил восемь жанров (точнее, классов сочинений и произведений), распределяя их по четырем отделам («сы кэ»). В основу этой классификации была положена конфуцианская типология «сы кэ» («четыре сосуда для риса»), обозначавшая четыре области познания (или духовного совершенствования) и созданная самим Конфуцием. Вслед за изложением жанровой классификации перешел к вопросу о сущности литературного творчества, высказывая ряд принципиально важных соображений в весьма сжатой форме, в р. ч. их понимание крайне затруднено.