китайский поэт и философ, музыкант. Рано потерял отца. Получил хорошее образование, особенно его интересовали трактаты по даосизму, был поклонником Лао-цзы и Чжуан-цзы. В последствии активно выступал против конфуцианских догм, пропагандируя идеи Лао-цзы. Примерно в 247 г. женился на Чан Вэй Тин, став зятем Цао Цао, был назначен при дворе советником среднего ранга, получал хорошее жалованье и не имел конкретных обязанностей. Это сделало его врагом могущественной семьи Сыма (Сыма И). Поэтому решил уйти в отшельничество – поселился к югу от горы Тайханьшань у скалы Байцзяянь. В 255 г. Сыма Чжао (сын Сыма И) решил призвать поэта на службу, поэтому поэт оставил бамбуковую рощу и 3 года скрывался на восточном берегу реки. Там он познакомился с отшельником Ван Ле, который в глубине гор постигал искусство продления жизни, а позже с Сун Дэном. В 261 г. Шань Тао, один из «Семи мудрецов бамбуковой рощи», служивший у Сыма Чжао, став придворным советником, порекомендовал Цзи Кана на должность начальника министерства личного состава. Поэт отказался от должности и разорвал все связи с Шань Тао. В письме, направленное последнему, отрицал учение Конфуция, резко высказывался о правителях и чиновниках, писал, что предпочитает жить в скромном доме, растить детей, пить вино и играть на цине. Это было воспринято критикой в сторону Сыма Чжао. Вскоре был обвинен в заговоре, так как получал письма от отправленного в ссылку друга Люнь Аня, в которых тот изливал свое негодование и недовольство властью. В этой ситуации поэт выступил в защиту друга, в результате чего был заключен под стражу и приговорен к казни. По преданию, в защиту поэта выступило 3 тыс. студентов, что не повлияло на приговор. Перед смертью исполнил свою песню «Гуаньлинсан», аккомпанируя на лютне.
Автор 15 эссе (о Вселенной, обществе и жизни, рассматривающие эти вопросы с точки зрения метафизического учения), 4 од и 53 стихотворений. В своей поэзии выражал даосские «поиски истины», в ней он воплотил свой идеал совершенного человека. В своих трактатах смело высказывал взгляды, оппозиционные ортодоксальному конфуцианскому мировоззрению. Ценность представляет его эпистолярное наследство. Аристократов, пришедших к власти вместе с домом Сыма И называл «личинками и пиявками», а себя сравнивал с «фениксом» и «священной черепахой», символом долголетия. Известны его стихи «Поэзия о бессмертных», «Скрытая обида», «Два Го», а также оды в жанре фу: «Цин», «Вино», «Шелкопряд», «Хуайхон». Среди других работ: «Эссе о жпитательности жизни», «Относительно отсутствия чувств в музыке», «Рассуждения о индивидуальности», «Главные заветы» и др. В эссе восхвалял достоинства древних правителей, считая, что в идеальном обществе гармонично сосуществуют скромный монарх и покорный народ. Он ненавидел лицемерие и презирал стремление к личной выгоде, полагая, что для благоденствия общества следует возвратиться к настоящей человеческой природе и естественному праву, что и отразил в своих трудах. Был выдающимся теоретиком музыки, написал эссе о звуке, в котором рассказал о сущности музыки, отношении между музыкой и чувствами, о воздействии музыки на человека. Создал ряд сольных музыкальных пьес для цин (китайской лютни). В отличие от современников почти не подражал модным тогда песням юэфу. Большая часть сочинений автора погибла, оставшиеся были собраны Лу Синем.