итальянский архитектор, живописец и декоратор, один из лучших архитекторов высокого Возрождения в Риме. Начал деятельность как живописец под руководством Пинтуриккьо и Содомы, расписав капеллу Сан-Джованни в сиенском соборе (1501). В 1503 г. отправился в Рим. Первый период пребывания в Риме посвятил изучению и зарисовкам с античных памятников. Исполнил ряд мозаик и фресок в церквях св. Онуфрия (1509), Санта-Мария делла Паче (1516-1517) и др. Был приглашен в Ватикан для росписи потолков. Интерес к архитектуре пробудил у него сиенский зодчий Ф. ди Джорджио, но лишь под влиянием Браманте, у которого он работал помощником на строительстве собора Св. Петра (1520), стал действительно крупным зодчим. В этот период посетил Болонью, Верону и Равенну, изучая и зарисовывая древности. Приобрел славу знатока античности. Браманте привлек его к изучению Витрувия. Вероятно, он строил Сан-Себастьяно на Валле Пьята в Сиене (1507). Его первой самостоятельной работой была вилла Фарнезина в Риме (1508-1511), одна из наиболее изысканных итальянских вилл в смысле сочетания архитектуры и декора, украшенная фресками Перуцци, Рафаэля, Романо и др. В Риме он познакомился с А. Пио, который пригласил его на Капри для создания своей резиденции. После смерти Рафаэля достраивал его церковь Сан-Элиджио дельи Орефичи в Риме и как архитектор продолжил работы над собором Св. Петра. В 1521-1523 гг. был приглашен в Болонью, где выполнил ряд заказов, в т. ч. проект фасада собора Св. Петрония. В этот период творчества работал в стиле маньеризма. Для него разграбление Рима в 1527 г. стало одновременно и личной катастрофой, и отправным моментом для нового этапа развития карьеры. Покинув разоренный город, вернулся в Сиену городским архитектором. Главной его работой в Сиенской республике стало возведение укреплений. Он строил практически по всей территории республики, изучал укрепления в других городах. Посетил Флоренцию (1529) и Пизу. Вскоре вместе с А. Сангалло-младшим вновь едет в Рим на строительство виллы Фарнезе в Капрароле около Витербо (1530). Последняя работа – палаццо Массимо в Риме (1532-1536), отражающее в своей неортодоксальности отход от классицизма Возрождения к маньеризму. В его творчестве принципы высокого Возрождения начинают сочетаться с первыми раннеманьеристическими веяниями. Оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации. Похоронен в Риме, в Пантеоне.
Досье личности
ПЕРУЦЦИ Бальдассаре
Имя латиницей: Peruzzi Baldassare
Пол: мужской
Дата рождения: 07.03.1481
Место рождения: Сиена, Италия
Дата смерти: 06.01.1536 Возраст (54)
Место смерти: Рим, Италия
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Бык
Ключевые слова: архитектор, живопись, искусство, художник.
Anno: 1508
Бальдассаре ПЕРУЦЦИ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org