Досье личности

Ценность: 1,846 (13)

Симпатия: 1,846 (13)

дата обновления - 2017-08-13

просмотров - 5

ПАРНОК София Яковлевна

Другое имя: Парнох София Яковлевна – наст. фам.

Имя латиницей: Parnok Sofiya Yakovlevna

Пол: женский

Дата рождения: 11.08.1885

Место рождения: Таганрог, Россия

Дата смерти: 26.08.1933 Возраст (48)

Место смерти: Каринское, Московская область, Россия

Знак зодиака: Лев

По восточному: Петух

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: инфаркт, литература, переводчик, поэт, сирота.

Anno: 1917

София Яковлевна ПАРНОК

русская поэтесса и переводчица. Сестра известного музыкального деятеля, поэта и переводчика В. Парнаха и поэтессы Е. Тараховской. Ранняя смерть матери (она умерла вскоре после родов) и второй брак отца, женившегося на их гувернантке, сделали жизнь в таганрогском доме навсегда нестерпимой, а отношения с отцом отчужденными. После окончания с золотой медалью Таганрогской Мариинской гимназии (1894-1903) – год жила в Швейцарии, где училась в Женевской консерватории, по возвращении в Россию занималась на Бестужевских курсах. Печатать стихи начала с 1906 г. Некоторое время была замужем за литератором В. Волькенштейном (брак был заключен по иудейскому обряду); после распада неудачного брака обращала свое чувство только на женщин, данная тематика весьма характерна для ее лирики. К этому времени относится ее роман с Н. Поляковой, которой посвящено много стихов Парнок. В 1909 г. приняла православие.

С 1913 г. сотрудничала в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин». Ее как критика высоко ценили современники; ее статьи отличались ровным доброжелательным тоном и взвешенной оценкой достоинств и своеобразия конкретного поэта. Ей принадлежат сжатые и четкие характеристики поэтики О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Ходасевича, И. Северянина и других ведущих поэтов 1910-х гг.; признавая талант ряда акмеистов, она, тем не менее, отвергала акмеизм как школу. Ей принадлежит (нехарактерное для нее по тону, но показательное для ее представлений об искусстве) одно из наиболее ярких выступлений против В. Брюсова, «играющего роль великого поэта» (1917). В 1914 г. познакомилась с М. Цветаевой. У них был роман, который продолжался вплоть до 1916 г. Цветаева посвятила ей цикл стихотворений «Подруга» («Под лаской плюшевого пледа…» и др.). Ее первый сборник «Стихотворения» вышел в Петрограде в 1916 г. и встретил в общем положительные отклики критики.

В 1917 г. уехала в Судак (Крым), где прожила до начала двадцатых годов; среди ее друзей этого периода – М. Волошин, сестры А. Герцык и Е. Герцык. В Судаке познакомилась с композитором А. Спендиаровым и, по его просьбе, начала работу над либретто оперы «Алмаст». Вернувшись в Москву, занималась литературной и переводческой работой. Была одним из учредителей объединения «Лирический круг» и кооперативного издательства «Узел». Выпустила в Москве четыре сборника стихов: «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Последние два сборника вышли в издательстве «Узел», причем «Вполголоса» – тиражом всего 200 экземпляров. Продолжала после революции и литературно-критическую деятельность, в частности, именно она впервые назвала «большую четверку» постсимволистской поэзии – Б. Пастернак, М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам (1923, в статье «Б. Пастернак и др.»).

Поэтесса не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе. Ее поэзию отличает мастерское владение словом, широкая эрудиция, музыкальный слух. В ее последние сборники проникают разговорные интонации, ощущение «повседневности» трагедии; многие стихотворения посвящены физику-теоретику Н. Веденеевой – «Седой музе». В московском Большом театре 24 июня 1930 г. с триумфальным успехом состоялась премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст» по ее либретто. В последние годы она, лишенная возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала переводами. Тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920-30-х гг. Умерла от разрыва сердца. Похоронена в Москве, на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортове. На ее похоронах присутствовали Б. Пастернак и Г. Шпет. Возвращение Парнок в литературу состоялось благодаря С. Поляковой, собравшей ее поздние неопубликованные произведения и издавшей в 1979 г. в США все 261 стихотворение с подробным предисловием.

Медиа (5)

София Яковлевна ПАРНОК в фотографиях:

Связи (16)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх