немецкий философ, поэт, один из вождей йенского романтизма. Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге в 1797 г. – горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным инженером на саксонских соляных копях. Во фрагменте «Ученики в Саисе», поэтическом цикле «Гимны к ночи», незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген», а также в сборниках фрагментов и афоризмов обрисовал контуры нового философского мировоззрения, ставшего активным ферментом будущего романтизма. Свою философию называл «магическим идеализмом», подразумевая под этим двуединую задачу одухотворения природы и воплощения в конкретную реальность идеальных потенций человека. Залогом осуществления этой цели считал «магию» слова и способности поэтического воображения. «Магический идеализм» – программа целостного физического и духовного преображения человека, который должен отказаться от репрессивного отношения абстрактной рациональности к природе и осознать скрытые в индивидуально-чувственном обобщающие силы. Согласно его теории, просвещенческий рационализм ошибочно подменил задачу творческого культивирования чувства гипертрофией мысли: «Мысль – это только сны ощущения, умершее чувство». Философия - это «искусство извлекать мыслью мировую систему из глубин нашего духа». Дух – это «жизнь жизни», возвращающая природе смысл. Природа – набросок того, чем должен стать наш дух в своем развитии. Для его мыслительного стиля характерно выстраивание восходящих рядов разноприродных явлений и нахождение соответствий и «перекличек» между элементами внешне несходных рядов. Причем он использует не только аналогию, в рамках которой одно явление объясняется через другое, но и метод связи «несходного с несходным», при котором явления приобретают смысл, вступая в отношения взаимошифрования. Это делает его родоначальником нового символизма. Свою мистическую натурфилософию тесно увязывает с мистической историософией, в центре которой – учение о «золотом веке», ждущем спасенное поэзией и религией человечество. Сценарий спасения сжато изложен в романе «Генрих фон Офтердинген» (вставная «сказка Клингсора», ч. 1, гл. 9.). Статья «Христианство, или Европа» (1799), посвященная толкованию роли католицизма и протестантизма в европейской судьбе (и решительно отвергнутая поначалу единомышленниками), стала первым манифестом христианского консерватизма и обозначила конец эпохи Просвещения.
Досье личности
НОВАЛИС
Другое имя: Харденберг Фридрих фон – наст. имя и фам.
Имя латиницей: Novalis; Hardenberg Friedrich von
Пол: мужской
Дата рождения: 02.05.1772
Место рождения: Обервидерштедт, около Мансфельда, Германия
Дата смерти: 25.03.1801 Возраст (28)
Место смерти: Вайсенфельс, Германия
Знак зодиака: Телец
По восточному: Дракон
Ключевые слова: знание, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, основатель, писатель, поэт, туберкулез, философ.
Anno: 1799
НОВАЛИС
- БРАХМАН Луиза-Каролина (1777 - 1822) (Луиза-Каролина БРАХМАН - была близка и вдохновляла НОВАЛИСА)
- ГЕЙМ Георг (1887 - 1912)
- ГЕССЕ Герман (1877 - 1962)
- ГРИС Иоганн Дитрих (1776 - 1842)
- ДЕЙЧ Александр Иосифович (1893 - 1972)
- МИКУШЕВИЧ Владимир Борисович (1936 - )
- ПЕТНИКОВ Григорий Николаевич (1894 - 1971)
- ХУАРРОС Роберто (1925 - 1995)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://www.george-macdonald.com/
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №73 (2014)
- ru.wikipedia.org