Имя латиницей: Mochalov Pavel Stepanovich
Пол: мужской
Дата
рождения:
15.11.1800
Место рождения: Москва, Россия
Дата
смерти:
28.03.1848
Возраст
(47)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Обезьяна
География:
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова:
артист, искусство, театр.
Anno: 1826
Павел Степанович МОЧАЛОВ
русский актер. Готовился к сцене под руководством отца - видного актера московского драматической труппы, в прошлом крепостного актера – С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 г. на московскую императорскую сцену (с 1824 г. – Малый театр). Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций – «Гораций»), Вольтера (Танкред – «Танкред»), он не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал – «Фингал»; Димитрий Донской – «Димитрий Донской») были для него переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности при декоративной импозантности образа, он захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди его ролей в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жарманч («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кип («Кип, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидсрман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, он нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал и фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у него в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в его творчестве занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим его созданием был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). Его выступление стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «"Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, он исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Черная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из его наиболее значительных ролей – Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Способствовал утверждению в театре непосредственности актерского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с ее передовыми идеалами и драматическими противоречиями.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
-
В. И. Бородулин. Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, Большая Российская энциклопедия, 1998