украинский писатель, драматург и общественный деятель. После нескольких лет обучения в Миргородском приходском, а затем в Гадячском уездном училище, пошел работать. Чиновничья служба началась в 1863 г. в Гадячском уездном суде. В следующем году перешел на работу в уездное казначейство помощником бухгалтера, а позднее, после краткого пребывания в Прилуках, занимал такую же должность в Миргородском казначействе. На первые 8 лет работы чиновником пришлись его первые литературные опыты, а также сбор фольклорного материала (часть собранных материалов позднее опубликовал его брат, писавший под псевдонимом Иван Билык, в сборниках «Народные южнорусские сказки» (1869, 1870) и «Чумацкие народные песни» (1874)). С 1871 г. жил и работал в Полтаве, занимая различные должности в местной казенной палате. Именно в это время начал пробовать силы в литературе.
Первые произведения – стихотворение «Україні» и рассказ «Лихий попутав», подписанные псевдонимом Панас Мирний, опубликованы за рубежом, во львовском журнале «Правда» в 1872 г. Несмотря на то, что в 1870-80-х гг. писатель много написал, его произведения остались неизвестными широкой публике на Украине в связи с цензурными преследованиями украиноязычной литературы. Почти все они появились за рубежом. Так, в 1874 г. в журнале «Правда» были опубликованы очерк «Подоріжжя од Полтави до Гадячого» и рассказ «П`яниця», а в 1877 г. в Женеве появилась повесть «Лихі люди». В 1875 г. в соавторстве с братом закончена работа над романом «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», который был передан в цензуру, однако в связи с т. н. Эмским указом 1876 г. в России это произведение опубликовано не было и впервые появилось в Женеве в 1880 г.
Только с середины 1880-х гг. его произведения начали публиковать в Украине на страницах альманаха «Рада», который издавал М. Старицкий в 1883-1884 гг., были опубликованы первые две части романа «Повія» и два рассказа из цикла «Як ведеться, так і живеться». В 1886 г. в Киеве вышел сборник произведений писателя «Збираниця з рідного поля» и комедия «Перемудрив». Одновременно продолжал выступать с публикациями в галицких (в Австро-Венгрии) сборниках и журналах, где публиковались такие его произведения, как «Лови», «Казка про Правду та Кривду», «Лимерівна», вольный перевод «Дума про військо Ігореве». Не афишируя свою литературную деятельность, активно принимал участие в общественной деятельности. В молодости был связан с революционном кружком «Унія» в Полтаве, при обыске у него нашли запрещенные издания, однако последствий это событие для него не имело. Писатель поддерживал тесные связи со многими известными деятелями украинской культуры – Н. Лысенко, М. Старицким, И. Карпенко-Карым, М. Кропивницким, М. Коцюбинским, Л. Украинкой, М. Заньковецкой, К. Билиловским, Жарко. Как член комиссии городской думы принимал активное участие в сооружении памятника И. Котляревскому в Полтаве.
После издания царского манифеста в 1905 г. выступил с публикациями, в которых призвал к равноправию женщин. Сотрудничал с журналом «Рідний край», который начал издаваться в Полтаве в 1905 г. В ряде своих произведений («До сучасної музи», «Сон», «До братів-засланців») комментировал революционные события. Когда в 1914 г. было запрещено отмечать 100-летний юбилей Т. Г. Шевченко, писатель в статье, написанной по этому поводу, высказал глубокий протест и возмущение действиями царской власти. Уже в 1915 г. полиция начала розыск «политически подозрительной личности» писателя. Однако тот никогда не раскрывал своего псевдонима, не желая, чтобы его писательская деятельность испортила его карьеру, поэтому личность П. Мирного осталась для властей неизвестной. После революции 1917 г. поддержал Центральную раду, а позднее Петлюру. Упоминание об этом содержалось в изданной в 1930-е гг. «Литературной энциклопедии», однако позднее советская критика изображала Мирного сторонником Советской власти, при которой он, несмотря на возраст, работал в Полтавском губфинотделе.