Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2008-08-07

просмотров - 2

БОВЕ Осип Иванович

Другое имя: Бове Иосиф Иванович

Имя латиницей: Bove Osip Ivanovich; Bova Giuseppe

Пол: мужской

Дата рождения: 04.11.1784

Место рождения: Петербург, Россия

Дата смерти: 28.06.1834 Возраст (49)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Дракон

География: ИТАЛИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: архитектор, искусство.

Anno: 1812

Осип Иванович БОВЕ

русский архитектор итальянского происхождения. Родился в семье итальянского художника Винченцо Джованни Бова. После пожара 1812 г. плодотворно работал в Москве. Представитель ампира. Учился в Москве, в архитектурной Экспедиции кремлевского строения (1802-1807). С 1807 г. работал помощником М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери. После 1812 г. был главным архитектором «фасадической части» Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. При непосредственном его участии была реконструирована Красная площадь с Торговыми рядами (1815, позднее разобраны), созданы Театральная площадь с Большим театром (1821-1824) и другими зданиями (позже изменены), Александровский сад, Манеж (автор архитектурной отделки). Тема патриотизма определила архитектурный образ Триумфальных ворот, воздвигнутых по его проекту в память Отечественной войны 1812 г. при въезде в Москву со стороны Петербурга (1827-1834, разобраны в 1932, восстановлены в 1968 на Кутузовском проспекте). Городскому ансамблю, сложившейся застройке улиц подчинены и построенные по его проектам крупные общественные здания (1-я Градская больница, 1828-1832) и жилые дома (особняк Гагариных, позже Книжная палата, на Новинском бульваре, 1817), в которых наряду с традиционной усадебной композицией и принятой в ампире схемой решения фасада появляются черты интимности, простоты и уюта, свойственные московской архитектуре начала XIX в. Среди церковных построек известны купольная ротонда церкви «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке в Москве (1833) и церковь в селе Архангельском Московской области со своеобразным решением иконостаса в виде триумфальной арки (1822).
Медиа (0)
Связи (2)
Источники (1)
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
Факты (1 )

19.02.2011 Мартыненко Ольга

Русский архитектор, представитель русского ампира. Родился в Петербурге 24 октября (4 ноября) 1784 в семье неаполитанского живописца В.Дж.Бове, приехавшего в 1782 в город на Неве и работавшего в Эрмитаже. Был его старшим сыном, два же младших брата — Микеле и Алессандро (Михаил и Александр) — позднее тоже стали архитекторами и его сотрудниками. В 1784 семья переселилась в Москву. Учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (1802-1807) у Ф.Кампорези, затем работал помощником М.Ф.Казакова и К.И.Росси в Москве и Твери. Служил в кремлевской Экспедиции, занимаясь архитектурным благоустройством "первопрестольной". В Отечественную войну 1812 был в народном ополчении. Вернувшись на городскую службу (1813), вошел в состав Комиссии для строения Москвы, созданной с целью восстановления города после катастрофического пожара. На следующий год Бове назначили главным архитектором "фасадической части", призванным следить не только за составлением проектов, но и за их "производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам". Благодаря этому он смог обновить планировку и весь облик древней столицы, в особенности облик ее центра, причем обновить с невиданным еще в московском строительстве размахом и согласно единому стилистическому замыслу, тем самым осуществляя (подобно тому, как это делал в те же годы Росси в Петербурге) идею совокупного города-монумента во славу побед российского оружия и величия империи. При этом достигнутое Бове стилистическое единство отнюдь не было тотальным, органично сочетаясь с древними зданиями, в том числе с Кремлем, окруженным теперь новыми, но соразмерными ему ансамблями. Монументальная строгость форм и декора неизменно сочеталась у мастера с живописным многообразием планировочных привязок и перспектив. Под его началом в центре Москвы были перестроены Торговые ряды напротив Кремля (1814-1815; не сохранились), разбит Александровский сад с гротом (1820-1822), декоративно оформлена инженерная структура Манежа (1824-1825), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим театром (1821-1824; здесь Бове переработал проект А.А.Михайлова). И позднее строительство тут шло во многом именно по масштабу, заданному Бове: его идеи посмертно сохранялись несмотря на переделки (в частности, Большого театра после пожара 1853) и продолжали жить (к примеру, в осуществленном к концу 19 в. развитии Торговых рядов в сторону Москвы-реки и Китай-города). Из ансамблей, осуществленных Бове вне центра, наиболее значительна Первая городская больница за Калужской заставой (1828-1833). Величественные же Триумфальные ворота, возведенные по его проекту у Тверской заставы (1827-1834), были разобраны в 1938, а в 1968 воссозданы близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе. Тонкий архитектурно-декоративный вкус зодчего проникновенней всего сказался в его "штучных", сравнительно небольших по размеру постройках, среди которых выделяются лучший из его городских особняков — дом Н.С.Гагарина на Новинском бульваре (1817, разрушен в 1941 немецкой бомбой) и ротонда церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке (1828-1836). Последняя достраивалась уже после смерти мастера. Умер Бове в Москве 16 (28) июня 1834.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх