Другое имя: ЦВИНГЛИ Хульдрейх
Имя латиницей: Zwingli Huldrych
Пол: мужской
Дата
рождения:
01.01.1484
Место рождения: Вильдхауз
Дата
смерти:
11.10.1531
Возраст
(47)
Место смерти: близ Каппеля
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Дракон
География:
ШВЕЙЦАРИЯ.
Ключевые слова:
идеолог, основатель, политика, религия.
Anno: 1522
Ульрих ЦВИНГЛИ
швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из направлений протестантизма — цвинглианства. Его реформаторская деятельность проходила в Цюрихе и была тесно связана с обострившейся в этом городе социально-политической борьбой. Против патрициата, дворянства и верхушки средневекового бюргерства выступили прогрессивные слои бюргерства, связанные с зарождавшимися капиталистическими отношениями, цехи и окрестное крестьянство. Выражая интересы этих слоев, разработал стройную систему реформы церкви и политического строя. Его религиозное учение имело много общего с учением М. Лютера, но он решительнее, чем Лютер, выступал против обрядовой стороны католического культа, рационалистически истолковал причащение и крещение (рассматривая их не как таинства, а как символы). Противопоставил княжеской лютеранской Реформации республиканизм своей церкви. Отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал военное наемничество. В 1522 г. открыто порвал с римским папой, отказался от сана священника и вступил в брак. Из диспута с католиками в 1523 г. вышел победителем, его "67 тезисов" (1522) легли в основу цвинглианства. В Цюрихе с 1523 г. под его руководством стала осуществляться реформа церкви и политического строя: были закрыты монастыри, удалены из церквей иконы и мощи "святых", монастырские имущества конфискованы и обращены на нужды благотворительности и образования. Власть в городе от олигархического Малого совета перешла в руки Большого совета, где господствовали цехи, военное наемничество и получение иноземных пенсий карались смертью. Цвинглианство победило также в Берне, Базеле, Шафхаузене, Гларусе и Санкт-Галлене, которые объединились вместе с Цюрихом в союз евангелических кантонов. Однако он не только не опирался на начавшееся в 1524 г. в кантоне Цюрих крестьянское движение, но путем мелких уступок, сочетавшихся с репрессиями, добился его ликвидации, преследовал анабаптистов. Настоял на сохранении большой церковной десятины, придал своей церкви четкие организационные формы и поставил ее в зависимость от светских властей. Всем этим он подорвал массовую базу проводимой им Реформации. В военном столкновении с католическими лесными кантонами цюрихское войско было разбито, сам он погиб в битве при Каппеле.
-
Большая советская энциклопедия. 3-е издание